Местный житель
Старейшина
Зарегистрирован: 22.10.2014
Сообщения: 1282
Откуда: КР И-К Ч-А
|
Добавлено:
Пн 16 Фев, 2015 14:19 |
|
Русский мат – это наследие скифского языка?
Светлана Кайдаш-Лакшина о следах древнего народа в русской и японской культурах
Когда я прочитала книгу японской писательницы Сэй-Сенагон (966-1037), то испытала подлинное потрясение. Она родилась, когда Русь была языческой, до ее Крещения оставалось два десятилетия, и еще была жива наша княгиня Ольга - умерла в 969 году. Она первой среди властителей Древней Руси приняла христианство.
Сэй-Сенагон была придворной дамой, а стала создательницей и родоначальницей многих литературных жанров, в том числе литературного дневника - по-японски "дзуйхицу". "Записки у изголовья" - так назывался этот дневник-роман - были настоящей современной женской прозой, тонко передающей мир женской души. Иначе, почему бы они мне так оказались близки спустя тысячу лет? Поразило меня и странное сходство с Древней Русью. Ведь в Японии процветала религия синтоизма - а это и есть наше язычество: поклонение природе и всем богатствам, в ней заключенным: небу, солнцу, земле, водам, рекам, морям, ручьям, родникам, деревьям, травам, камням, скалам, холмам, горам, животным, рыбам, птицам, цветам, кустам, облакам, огню, ветрам, луне, звездам, дождю, снегу...
Удивило и сходство обрядов... Праздник молодых трав, когда петрушку, пастушью сумку, полевой хвощ и другие травы варили и ели, чтобы отгонять злых духов.
Праздник шествия белых коней имел в Японии такой же защитительный смысл, как и у нас на Руси. Белый конь как символ победы дошел и до наших дней - на Параде Победы в 1945 году в Москве на Красной площади под маршалом Георгием Жуковым был белый конь.
Вот в "Записках у изголовья" главка "Цветы": "Из луговых цветов первой назову гвоздику... Колокольчик с крупными цветами. Вьюнок "утренний лик"… Цветущий тростник... Фиалка. У горечавки препротивные листья, но когда все другие осенние цветы поникнут, убитые холодом, лишь ее венчики все еще высятся в поле, сверкая яркими красками, это чудесно. Куст цветущей сирени. Цветы камыша".
Удивительно, но почти одни и те же цветы радовали и древнерусских, и древнеяпонских женщин. Наши предки поклонялись верховному богу Перуну и воплощению его - дубу. И в Древней Японии дуб - священное дерево. Сэй-Сенагон пишет: "Очень красив дуб-касиваги: в нем обитает бог - хранитель листьев". А вот автор любуется травами: "Аир... Мальва очень красива. С самого "века богов" листья мальвы служат украшением на празднике Камо, великая честь для них! Да и сами по себе они прелестны... Придорожный дерн замечательно красив. Белый тростник тоже. Чернобыльник необыкновенно хорош... Пастушья сумка... Мелкий тростник очень красив. Полынь. Подмаренник".
Южная часть Украины и России - ведь это скифские степи, и, пожалуй, нет ни одного дома, где хозяева не посадили бы мальвы. Значит, со скифских времен...
Некоторые описания Сэй-Сенагон вызывают в памяти пейзажи этих земель: "В воздухе плывут ароматы аира и чернобыльника. Все кровли устланы аиром, начиная с высочайших чертогов и до скромных хижин простонародья. Каждый старается украсить свою кровлю как можно лучше. Изумительное зрелище!
В какое время увидишь что-либо подобное?.. У молодых придворных дам прически украшены аиром... Они привязывают многоцветными шнурами красивые ветки и длинные корневища аира к своим нарядным накидкам. Необыкновенно? Да нет, пожалуй, но очень красиво. Неужели хоть один человек скажет, что цветы вишни ему примелькались, потому что они распускаются каждый год?"
Празднества и похороны, безлунные ночи и солнечные дни, сады и заросшие бурьяном овраги, тонкие дымки костров и праздничные сладости, детские игрушки и пожарища от набегов вражеских всадников, страх при виде звезды Копье - вот мир чувств женщины Х века в далекой Японии. А в русских летописях эта звезда Копье (комета Галлея) также была отмечена в год смерти князя Олега Вещего в 912 году. Эту комету видели в России и перед войной с Наполеоном в 1812 году, что описано Львом Толстым в романе "Война и мир".
Автор восклицает: "Я завидую тем, у кого хорошие дети: сыновья или дочери, все равно!" Видимо, ей не повезло с детьми... Человеческие чувства неизменны, как бы быстро ни бежало время: любовь, ненависть, борьба за власть, жажда мести, самоотверженность, нежность...
В Японии любили и преклонялись перед цветущей вишней, и в Древней Руси ее почитали и считали сакральным, священным деревом.
В южных областях России и Украины до сих пор существует народный обычай, идущий с незапамятных времен: в день святой Екатерины и скифа великомученика Меркурия срезали вишневые ветки и ставили их в воду. Делали это 24 ноября по старому стилю (7 декабря по новому). Это было гадание: если через месяц к Рождеству 25 декабря по старому стилю (7 января по новому) ветки покрывались белыми цветами, то год будет успешным, невеста выйдет замуж; если же не успеет зацвести, то всех будут ждать испытания. Гадание с вишневой веткой делали и в северных областях России, но за 12 дней до Рождества. В степях Причерноморья раскидисто цвела весной дикая кустовая вишня. Растет она и на склонах Уральских гор, там есть Вишневая гора.
О, загадочная древняя Скифия! Полная легенд и преданий!
Древнегреческий историк Геродот (около 490-480 - около 425 г. до н.э.), "отец истории", побывал в Скифии и оставил нам ее описание - "Скифский логос". Скифия была далекой и сказочно богатой страной: она славилась рыбой, снабжала хлебом Грецию и была полна золота. Гавань Кремны на берегу бухты-лукоморья (на месте современного Таганрога) была сакральным центром, куда причаливали корабли с золотом и где в укрытых мастерских скифские золотых дел мастера изготовляли священные предметы, в том числе и для царских могил - курганов. Высокое искусство скифов и доныне поражает высоким совершенством. На вопрос, откуда у них золото, скифы отвечали, что скифские куры несут золотые яйца.
Так что сказка про "курочку рябу" с золотыми яичками, видимо, дошла до нас со скифских времен.
Скифы жили по берегам Черного и Азовского морей, по берегам Кубани и Днепра, в Западной Сибири, на Алтае, откуда, возможно, они вышли. Доходили до Карпат, Малой Азии, Иудеи, Армении, Сирии, захватывали Лидию, северную Персию.
Откуда приходили корабли с золотом, где грузили его, чтобы доставить в Скифию, навсегда осталось скифской тайной. Впрочем, сохранилось в веках письмо скифского мудреца Анахарсиса, посланное им последнему лидийскому царю Крезу (560-545 г. до н.э.), которому, по преданию, Солон сказал, что никого нельзя назвать счастливым до его смерти. В Лидии добывали золото, но оно ему не помогло: Крез был побежден персидским царем Киром Старшим, который присоединил Лидию к Персии.
Вот что написал Анахарсис: "Когда к тебе текут реки золота и приходит слава богача, то вслед за ними являются зависть и желание отнять у тебя это золото... Я советую тебе то же самое, что и афинянин Солон, - иметь в виду только конец. Важно не то, что тебе в данный момент удалось, а то, что принесет тебе славную кончину. Правда, он не сказал этого открыто, так как не был скифом". И еще: "Царь Лидии! Я направился в страну эллинов, чтобы изучить их нравы и образ жизни. В золоте я не нуждаюсь, для меня важнее вернуться в Скифию более совершенным человеком" (Антология кинизма. М.1984. С.216).Может быть, золото в Скифию везли из Лидии?
Когда Анахарсис вернулся на родину, то был убит скифским царем за то, что перенял эллинские обычаи.
О скифе Меркурии почти никто ничего не знает, а между тем он совершил великий подвиг во славу победы христианства. Он был военачальником в римском войске при императорах Декии и Валериане (около 249-259 г.) и тайным христианином, когда был издан закон об обязательном поклонении языческим богам и смерти христианам, Меркурий был казнен.
Однако в правление императора Юлиана Отступника (361- 363 г.), решившего вернуть язычество как государственную религию, по молитве святителя Василия Великого об освобождении христиан от гонителя христианской веры, образ святого великомученика Меркурия, изображенный на иконе, перед которой молился святитель, стал невидимым, а затем вновь показался с окровавленным копьем.
"В этот самый момент Юлиан Отступник был пронзен на Персидской войне копьем неизвестного воина, тотчас ставшего невидимым. Окаянный Юлиан, умирая, воскликнул: "Ты победил, Галилеянин!" (Настольная книга священнослужителя. Т.2. М. 1978. С.326).
Д. С. Мережковский не знал тайны убийства Юлиана Отступника и в своем романе о нем не пишет об этом.
То, что обычай гадания с вишневой веткой связан с памятью о великом скифе, не указывает ли нам на то, что он идет со скифских времен?
Главным языческим праздником в Древней Руси был праздник Ивана Купалы, и купальское дерево было часто вишневым. На кладбищах сажали в основном вишневые деревья, чтобы с их помощью соединиться с миром мертвых, ибо вишня была сакральна.
В повести А. П. Чехова "Степь" мальчик Егорушка покидает родной город на возу с тюками шерсти и оглядывается на родной город, который ему жалко оставлять, на "уютное" зеленое кладбище, где "за оградой под вишнями день и ночь спали Егорушкин отец и бабушка Зинаида Даниловна". Он будет не раз вспоминать бабушку, "которая спит теперь на кладбище, под вишневыми деревьями". В пьесе "Вишневый сад" герои бродят под вишневыми деревьями, гадая о предстоящей жизни, словно на кладбище своих надежд. Но этот шифр современному человеку почти недоступен.
В Японии любование цветущей вишней в наше время стало занятием эстетическим. В древности сакуру (вишню) сажали только при храмах, и она считалась обителью душ покойных предков, а созерцание цветов имело и оздоровительный смысл, укрощало духи болезней. Соединяться с прошлым, со своими предками, прозревая это прошлое, и угадывать будущее - все это давало поклонение вишне…
Вот как пишет Сэй-Сенагон в главе "Новогодние празднества": "До чего же прекрасна длинная ветка цветущей вишни в большой вазе! А возле этой цветущей ветки сидит, беседуя с дамами, знатный гость, быть может, старший брат самой императрицы в кафтане цвета вишни". Совсем как гадание девушек на Руси о своем будущем замужестве с помощью вишневых веток.
Многие жизненные и повседневные привычки и установления Древней Руси и Древней Японии удивительно совпадают: на Новый год ставили цветущие или вечнозеленые ветви деревьев, лепили из снега человечков, делали из теста колобки, перед Новым годом убирали и выметали жилища, шили новые одежды, и на женских кимоно "с летящими рукавами" (как в Древней Руси!) вышивали узоры с цветущей вишней-сакурой, вышивали одежду, водили хороводы у костров, пекли круглые хлебы-караваи, плели ивовые корзины, в домах зажигали лучины, поминали души усопших предков.
Одним из новогодних празднеств было Шествие белых коней: "Пусть валит снег, пусть дороги окованы льдом".
На Руси таким праздником был день бога Святовита, воплощением и символом которого был белый конь. Его в языческие времена отмечали 25 декабря. К этому дню распускались вишневые ветки - начинались Святки...
Несколько лет назад я выразила японскому профессору русской литературы свое восхищение "Записками у изголовья" Сэй-Сенагон и сказала, что я поражена сходством культур, растений, домашнего и общественного обихода между Древней Русью и Древней Японией. Профессор лукаво улыбнулся: - Среди прочих гипотез о том, откуда пришли японцы на эти острова, есть и такая: японцы - это древние скифы, которые добрались до Японских островов, но навсегда сохранили память о своей родине... А вы ведь тоже скифы?
-Конечно, мы скифы,- вскричала я. И, конечно, процитировала строчку Блока "Да, скифы мы, да, азиаты мы". А потом спросила: - Так вы поэтому так любите Чехова и Чайковского? И вишню, которая и нам дорога?
-Конечно, поэтому,- ответил серьезно профессор. - Мы близки! А вы напишите о своей любви к Сэй-Сенагон.
Вот я и выполняю его просьбу, хотя и с большим опозданием. После этой встречи я уже не могла жить без Японии и стала искать в ней следы скифов. Однако историю скифов скрывают прежде всего от нас. В Послании к Колоссянам апостол Павел упоминает скифов, призывая всех стать новыми людьми: "...где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос" (3:11). Апостол Павел обозначил три великих народа, три великих цивилизации древности: эллинскую, иудейскую и скифскую. Слова его мы привыкли слышать формулой "нет ни Еллина, ни Иудея", а вот упоминание о Скифе почему-то всегда опускается.
Идея о том, что славяне происходят непосредственно от скифов и родственных им сарматов, существует с давних пор. Ее разделял М. В. Ломоносов в его "Древней российской истории" и "Кратком российском летописце". Он писал: "Единородство славян с сарматами, чуди со скифами для многих ясных доказательств не споримо". Из южных степей скифы ушли на север и стали чудью... С ним были согласны И. В. Забелин, Д. И. Иловайский, наш современник Б. А. Рыбаков.
Геродот подробно описал войну персидского царя Дария против Скифии в 512 году до нашей эры. Персидский царь Дарий (550- 486 г. до н.э.), правитель великой Персидской державы, известный тем, что он разрешил восстанавливать второй Иерусалимский храм (библейская "Первая книга Ездры", 4, 24; 6, 1-15) решил покорить далекую Скифию.
Геродот сообщает, что численность войска персов была ошеломляющей: семьсот тысяч воинов и шестьсот кораблей, которые собирали в морской части Греции. Для наведения моста из кораблей через Босфор Фракийский выбрали самое узкое место пролива - в Европе местечко Византий. После этого к устью реки Истр (Дунай) войско шло месяц. За ним начиналась Скифия. В порыве радости Дарий сначала велел разрушить мост через Истр, чтобы воины не мечтали о возвращении, но его остановил хитрый грек Кой, строитель моста - лучше обезопасить возвращение. Известно, что во время похода Дарий заложил несколько крепостей. А может быть, грек Кой заложил город, который потом стал носить его имя - город Коя, Киев?
Скифы избрали тактику выматывания противника: они засыпали колодцы, угоняли скот, истребляли растительность, чтобы нечем было кормить лошадей. Часть скифов заманивала персов вдоль озера Меотида (Азовское море), и они дошли до Танаиса (Дона). Войско персов шло не по цветущей плодородной земле, какой слыла Скифия, а по выжженной пустыне.
Царь Дарий попытался вступить в переговоры со скифскими вождями, мечтая дать им сражение и разгромить. Но те ответили, что у них свои святыни - это отеческие могилы, до которых врагам никогда не добраться, и прислали непонятные дары - лягушку, мышь, птицу и пять стрел. Дарий решил, что скифы ему вручили свои земли и воды, так как лягушка живет в воде и на земле, мышь питается тем же зерном, что и люди, стрелы же означают военную мощь, птицы летают и над землей и над водой. Греческий советник царя рассудил по-иному и оказался прав: "Если вы, персы, не улетите в небо, обратившись в птиц, не укроетесь в землю, став мышами, не прыгнете в болото, обратившись в лягушек, то вы не вернетесь назад, пораженные этими стрелами".
Геродот рассказывает о несостоявшейся битве между персами и скифами, которые уже выстроились для сражения. Неожиданно внутрь скифского строя забежал заяц, и все скифы бросились за ним, так как охота на зайцев была у них божественным установлением. Когда Дарию донесли о причине шума в скифском лагере, он сказал, что враги относятся к ним с презрением и принял решение возвращаться к Истру. Именно после эпизода с зайцем царь признал свое поражение в Скифии. Скифы погнались за одним зайцем и поймали все персидское войско. Обратно вернулась лишь небольшая часть войска. Большинство осталось в скифских степях, умерло от жажды, болезней и голода.
Охота на зайцев навсегда осталась любимым занятием на Руси, а заяц - особым животным, вестником несчастья. Может быть, поэтому скифы и бросились его ловить? Скифы почитали зайца за плодовитость и стремление к воле. (Вспомним Пушкина, который собрался ехать из Михайловского в Петербург, но повстречал на лесной дороге зайца - и повернул обратно. Иначе попал бы прямо в восстание декабристов, где было много его друзей).
С позором возвращался царь Дарий со скифской войны, а по миру пошла гулять слава о скифах как непобедимых воинах. С 111 века до н.э. по 111 в. н.э. в Крыму существовало государство поздних оседлых скифов со столицей Неаполь Скифский: развалины его на окраинах современного Симферополя.
Видимо, со скифских времен живут у нас русские сказки о Царевне-лягушке, в которую выпускает стрелу добрый молодец и превращает лягушку в прекрасную и умелую во всем царевну. Лягушка и стрела. Или сказка о могущественных птицах - "Гуси-лебеди", птицы на посылках у волшебства. Сказка о мышке, которая бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось... Мышка же помогла деду и бабке вытащить репку, которую не могли вытянуть дед с бабкой, внучкой и Жучкой.
Нашествия готов и гуннов сокрушили Скифское государство в Крыму. Куда ушли скифы? Ломоносов считал, что на север, растворились в живущих там племенах. Но часть, конечно, могла уйти и на восток, от Алтая до Японских островов - рукой подать...
Передо мной японская летопись 712 года, известен ее составитель - О-но Ясумаро: "Кодзики. Записи о деяниях древности. Свиток 1" (СПБ. Кристалл. 2000).
В главе 18 рассказано о героической мышке, которая принесла стрелу богу Оо-намудзи, когда его послали искать эту стрелу, а равнину запалили. Мышь пришла и сказала: "внутри поло-поло, снаружи узко-узко" Он топнул ногой, провалился в пещеру, переждал, и "огонь поверху прошел". "Мышь тотчас же в зубах стрелу эту ему принесла. Перья на той стреле детки мыши все объели". Пещера - муро. У нас – замуровать. Скифская сказка!
Как и в русских сказках, лягушка (жаба) является носительницей знания. Когда один из богов явился на лодочке и никто не знал его имени, тут же "проквакала жаба", назвав имя того, кто должен был это знать. Древнее название лягушки в Японии - "куку".
А вот еще одна скифская сказка в "Кодзики": дева увидела плывущую вниз по течению реки стрелу, окрашенную в красный цвет. Она выловила эту стрелу из воды и положила ее себе в постель, забеременела и родила сына. Чем не вариант нашей "Василисы Прекрасной"? И Премудрой одновременно?
Один из священных предметов в "Кодзики" священный меч Кусинаги-но ТАТИ. Выделяю часть названия этого слова, потому что "тать" по-древнерусски - "вор, похититель, хищник". Как ни странно, но таких слов довольно много: остров САДО, гора ХИБА-но-ЯМА. (глава 7), ИВА - камень, скала. Примеров множество.
Главная богиня солнца Аматэрасу находится далеко в своем святилище на берегу Тихого океана. Храм, постоянно возобновляясь, стоит в глухом лесном местечке Исэ, построен из японского кипариса, а двускатная крыша крыта камышом. Паломники поднимаются к нему по крутой скалистой дороге, обсаженной кипарисами. Невольно приходит на память воспоминание о том, что в главном городе Тавриды (Крыма) Херсонесе находился храм и статуя главной богини - Девы, на мысе Парфенион - ее святилище. Туда, конечно, вела дорога, обсаженная кипарисами, а скифы в своем крымском государстве жили шестьсот лет...
Первый японский остров ОноГОРОДЗИМА был создан двумя богами, которым приказали "закончить дело с этой носящейся по морским волнам землей и превратить ее в твердь". Может быть, это были корабли со скифами?
Им отдали "драгоценное копье", и два бога стали "месить морскую воду, и когда вытащили его, вода, капавшая с кончика копья, сгустившись, стала островом". Не говорит ли этот миф о том, что до острова плыли морем и со скифским копьем? Ведь скиф Меркурий убил императора Юлиана Отступника не мечом и не стрелой, а копьем...
Японцы почему-то пьют свою водку саке из маленьких чашечек. Скифы же носили на поясе свою чашу - говорят, что часто она была золотой. Греки упрекали скифов в том, что они пьют вино неразбавленным водой, сложилась поговорка "пьет, как скиф".
Местечко около Токио в горах называется ГОРА.
Когда восемьдесят богов решили взять в жены одну Деву Ягами-химэ, они обманули Зайца и потерпели поражение, за это Заяц обещал богам, что они никогда не получат в жены эту деву. Взять в жены по-японски - ЕБАМУ (глава 16). Ярая Дева Сусэри-бимэ увидала бога и "супружеским с ним соединилась" - ЕБАУ. Еще значение этого слова - "иметь связь с женщиной".
УБУЯ назывался специальный домик для роженицы, считавшейся нечистой.
ЕРИ, ЕРУ - приставать, прикасаться (глава 11).
Эти слова в русском языке носят название "мата", так полюбившемся нашим литераторам. Можно предположить, что мат - это остаток скифского языка.
В русской деревне матом обыденно не ругались. Говорят, чтобы прогнать лешего в лесу, нужно было крикнуть матерное слово. Если кто боялся.
В Японии почитают природу, предков и стихи, 3 ноября ежегодно отмечают день культуры. Государство, как уверяют японцы, существует у них непрерывно с VII века до н.э. Гимну тоже почти тысяча лет.
У скифов изображением бога войны был меч, самураи носили мечи. Сакура - саке - скифы? Пожалуй, так.
15 февраля 2015 | Светлана Кайдаш-Лакшина
|
_________________ Меня уже не исправить... |
|