Список форумов Иссык-Куль.kg  
 FAQ  •  Поиск  •  Пользователи  •  Группы   •  Регистрация  •  Профиль  •  Войти и проверить личные сообщения  •  Вход
 Мне хуже чем Робинзону. Судьба первого русского учителя в ЦА Следующая тема
Предыдущая тема
Начать новую темуОтветить на тему
Автор Сообщение
Местный житель
Старейшина

   

Зарегистрирован: 22.10.2014
Сообщения: 1282
Откуда: КР И-К Ч-А

СообщениеДобавлено: Вт 02 Окт, 2018 23:22 Ответить с цитатойВернуться к началу

АЛИНА ВОЛОДИНА | 02.10.2018 |

Парадокс, но профессия учителя, во все времена считавшаяся одной из самых почетных в обществе, обычно нуждалась в "повышении престижа". Вот и сегодня власти Киргизии начали популяризировать ее, установив памятник Дюйшену – герою повести Чингиза Айтматова "Первый учитель", с революционным запалом вступившему в борьбу с невежеством в киргизском аиле на заре установления советской власти. Ход не лучший (престиж измеряется другими категориями), но красноречивый: выбрал профессию учителя – мужественно неси свой крест.

Жизнь тех, кому в Центральной Азии памятник вряд ли поставят, – учителей-первопроходцев времен Российской империи, совершивших здесь настоящий переворот в образовании, – была наполнена борьбой с обстоятельствами.

До прихода русских в Средней Азии существовали в основном два типа школ – мектебе и медресе. Окончив их, ученый мусульманин, отмечал востоковед М.А. Терентьев, "трактовал о семи-этажных небесах и подкреплял свои доводы… кораном. Что человек может, с помощью Аллаха, пролезть сквозь паутину, не прорвав ее, и что луну можно рассечь саблей – это не подлежало сомнению". Учительского сословия как социальной прослойки в Средней Азии не было. Считалось, что учителем может быть всякий. Знаменитый казахский поэт, мыслитель и педагог XIX века Абай Кунанбаев, обучавшийся одновременно в медресе и русской школе в Семипалатинске, говорил: "Учения большинства таких степных учителей ложны и пагубны. Многие из них невежды, не знают подлинных законов шариата... Они находят себе опору среди глупцов, слова их – ложь, свидетельство их учености – четки, чалма и больше ничего!"

С вхождением в состав Российской империи обширных территорий Средней Азии одной из государственных задач стало создание здесь новой образовательной системы. По словам Туркестанского генерал-губернатора Константина Петровича фон Кауфмана, она должна была служить "распространению между туркестанцами общечеловеческого образования и сохранению их национальных интересов". Для этого была создана сеть русско-туземных школ, представлявших собой уникальное соединение европейской и исламской образовательных систем. Мешала нехватка кадров. Не имея подготовленных учителей, владевших местными языками, знакомых с обычаями этого края, министерство просвещения поначалу прибегало к услугам учителей из внутренних губерний империи. Немногие стремились в удаленный, жаркий Туркестан; ехали сюда главным образом патриоты и энтузиасты, завороженные сюжетами восточных сказок.

В 1899 году в "Астраханском вестнике" был опубликован очерк публициста и этнографа Александра Ефимовича Алекторова, описавшего условия жизни народных учителей в отдаленных уголках российской Средней Азии. В бытность инспектором Внутренней Букеевской орды он наведался с ревизией в Нарынскую школу, единственным учителем в которой служил молодой человек по фамилии Семченко – лет 17-18, еще не окончивший V класса гимназии. Из рассказа Семченко выяснилось, что приехал он сюда два месяца назад, обучает семерых учеников, которые не знают русского языка, а он киргизского. "Конечно, лучше было бы в русском селении, а здесь, как мой предместник, с ума сойдешь, – сетовал юный учитель. – Сидел-сидел да и спятил бедняга. Как началась весна, он стал собирать прошлогодний сухой камыш да таловые прутья и вить себе на крыше гнездо. И теперь оно там – большое, страшное. Свил, залез и сидит и ничем не вызовешь оттуда…" Как вспоминал автор очерка, ему долго мерещились последние слова Семченко: "Умираю от голода и от скуки; мне хуже, чем Робинзону".

Местная администрация, признавая тяжелое положение трудившихся в Туркестанском крае учителей, периодически подавала сведения об их положении. Начальник Токмакского уезда в 1885 году рапортовал губернатору Семиреченской области, что учитель Токмакской школы получает жалованье 120 рублей в год, на которое жить в Токмаке невозможно. Однако каждый учитель был призван проникнуться осознанием важности "возложенного на них правительством учебно-воспитательного дела и употребить все усилия к его поддержанию во вверенных им школах на высоте соответствующей важности государственной задачи, осуществляемой этими школами".

Еще за 10 лет до открытия в Туркестанском крае первой русско-туземной школы, в 1874 году генерал-губернатор К.П. фон Кауфман впервые заговорил о создании собственной центральноазиатской кузницы педагогических кадров. Торжественное открытие Туркестанской учительской семинарии "в 4-хклассном составе, при 75 воспитанниках и 2-х образцовых при ней училищах…" состоялось 30 августа 1879 года в Ташкенте в день памяти Святого князя Александра Невского.

На должность директора семинарии был назначен ученый-ориенталист, историк, этнограф и исламовед Николай Петрович Остроумов. Рекомендуя его кандидатуру Кауфману, хорошо знавший его Николай Иванович Ильминский писал, что Остроумову, который состоял доцентом в академии, переезд в Ташкент "доставит много хлопот", а единственной выгодой ему будет "чисто моральное удовлетворение патриотического одушевления".

Чувством патриотизма был движим весь педагогический состав семинарии – от учителя рисования до преподавателя киргизского языка, кандидата Санкт-Петербургского университета, коллежского секретаря Я.Я. Лютша. Эти русские учителя не имели в своем распоряжении ни методических пособий, ни учебников по киргизскому наречию, которое было признано администрацией края важным предметом, но которым здесь веками пренебрегали, что отразилось в поговорке: "Язык арабский – святыня, персидский – гадость, тюркский – нечисть".

В торжественной речи в честь годовщины открытия Туркестанской учительской семинарии Остроумов говорил:: "…Мы […> держались […> в своей педагогической деятельности того главного убеждения, что суть народного прогресса заключается не в железных дорогах и электрических телеграфах, не в скорострельном оружии и броненосцах, […> а в развитии и нравственном совершенствовании самого народа, что достигается правильным воспитанием его молодых поколений".

Ориентиры были указаны верные. Об этом говорят и судьбы выпускников русско-туземных школ, как, например, Ташмухамеда Кары-Ниязова из Ферганы. Окончив русско-туземную школу в 1916 году, Ташмухамед основал первую в Узбекистане начальную школу, затем – первый узбекский техникум в Коканде. В 1929 году он окончил физико-математический факультет Среднеазиатского государственного университета (сейчас Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека), спустя два года став его ректором, а в 1943 году – первым президентом Академии наук Узбекистана.

Не только талантливых педагогов, но и известных деятелей науки и культуры подарила Центральной Азии Ташкентская учительская семинария. В их числе крупный ученый член-корреспондент АН СССР, выдающийся исследователь культуры народов Средней Азии, этнограф и языковед Михаил Степанович Андреев (1873-1948 гг.); государственный и общественный деятель, поэт-публицист, принимавший участие в открытии первого казахского высшего учебного заведения Султанбек Кожанов (1894-1938 гг.); туркменский писатель-публицист Мухамметкули Атабай оглы (1885-1916 гг.); выдающийся археолог и историк-востоковед, автор крупнейшего археологического открытия ХХ века – руин обсерватории Улугбека Василий Лаврентьевич Вяткин (1869-1932 гг.); казахский просветитель, востоковед и тюрколог Серали Лапин (1868-1919 гг.).

"Вся гордость учителя в учениках", – сказал Дмитрий Иванович Менделеев. Учитель – гордость народа. Почему же уважение к учителю и к памяти о нем становится там и тут утраченной традицией?

_________________
Меня уже не исправить...
Посмотреть профильОтправить личное сообщение
Показать сообщения:      
Начать новую темуОтветить на тему


 Перейти:   



Следующая тема
Предыдущая тема
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах
Календари на любой год - Календарь.Юрец.Ру Курсы валют Кыргызстана для развлечений к сому Горные приключенияГорные приключения Голос ДушиГолос Души счетчик посещений


Powered by phpBB © 2001/3 phpBB Group :: FI Theme :: Часовой пояс: GMT + 6
Вы можете бесплатно создать форум на MyBB2.ru, RSS